Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
15.12.2017

На прошлой неделе (6 декабря 2017 года) Государственная дума РФ в первом чтении приняла Проект Федерального закона No 300200-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее – «КИК»)». Данный Законопроект направлен на разъяснение ряда вопросов по налогообложению прибыли КИК, которые на практике возникают у налогоплательщиков при применении соответствующих положений НК РФ.
В случае окончательного принятия Законопроекта, налогоплательщикам, признаваемым контролирующими лицами КИК, следует обратить внимание на следующие ключевые изменения, которые повлияют на расчёт прибыли иностранных компаний.

Во-первых, предусматривается уточнение правил переноса убытков КИК на будущие периоды.

На данный момент НК РФ содержит рамочные нормы, которые позволяют уменьшить налоговую базу КИК в будущих периодах на сумму полученного ранее убытка. Обязательным условием этого является предоставление контролирующим лицом уведомления о КИК за период, в котором указанный убыток получен. На практике применение данных норм могло поставить налогоплательщиков в затруднительное положение, так как общий характер их формулировок порождал много вопросов, в том числе, в отношении состава переносимых убытков. В этой связи Законопроектом предлагается внести дополнения в ст. 309.1 НК РФ, согласно которым совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды КИК, будет определяться как сумма её прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности за три финансовых года, предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году. Такую же позицию в отношении данного вопроса ранее выражал Минфин РФ в своих разъяснениях. При этом у налогоплательщиков появится возможность включать в указанные расходы убытки от переоценки финансовых активов (долей, паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов). Однако, Законопроект содержит оговорку, что налогоплательщик, который перестал быть контролирующим лицом КИК, утрачивает право переноса убытка такой компании, если он не был учтен им ранее при исчислении прибыли КИК.

Во-вторых, в законопроекте установлен новый порядок налогообложения операций КИК с финансовыми активами.

В соответствии с НК РФ в текущей редакции, прибыль КИК, определяемая по данным финансовой отчетности, корректируется на сумму прибыли (убытка), полученного при реализации или ином выбытии финансовых активов. Поправками предлагается определять прибыль КИК по каждой такой операции отдельно как соответствующие доходы, рассчитанные исходя из фактической цены реализации (или иного выбытия финансовых активов), уменьшенные на величину расходов.
Вместе с тем планируется, что порядок определения расходов будет определяться в зависимости от даты приобретения активов: до 2015 года или после.

  • в первом случае расходы от выбытия финансовых инструментов определяются исходя из стоимости таких активов по данным учёта КИК,
  • во втором – исходя из цены приобретения.

Обратите внимание, что законопроект прямо не указывает, как должна определяться фактическая цена приобретения (в случаях, отличных от покупки) финансовых активов и их выбытия не в рамках купли-продажи, а, например, при обмене или вкладе в капитал другой компании.

В-третьих, Законопроектом предусматривается расширенный круг операций физических лиц с активами, которые были получены ими при «безналоговой» ликвидации КИК.

Законопроект предусматривает расширенный перечень операций с активами, полученными в рамках «безналоговой» ликвидации, осуществляемой по правилам п. 60 ст. 217 НК РФ. В соответствии с действующими правилами, налогоплательщики имеют право уменьшить сумму доходов, получаемых ими от этих активов, посредством использования налогового вычета. Однако, до сих пор такой вычет предусмотрен только в отношении доходов, полученных при реализации указанных активов.
   Согласно Законопроекту, налогоплательщик сможет также применять вычет при таких операциях как:

  • приобретение ценных бумаг у эмитента или третьих лиц за счет активов, полученных в рамках «безналоговой» ликвидации;
  • продажа доли в уставном капитале общества, выход из состава участников общества, передача активов участнику при ликвидации общества или при уменьшении номинальной стоимости доли, если такая доля приобретена путем передачи обществу активов, полученных в рамках «безналоговой» ликвидации;
  • внесение в иностранную структуру без образования юридического лица активов, полученных в рамках «безналоговой» ликвидации;
  •  погашение ценных бумаг или производных финансовых инструментов, полученных в рамках «безналоговой» ликвидации;
  •  получение денежных средств и продажа имущества, полученных в результате осуществления имущественных прав, переданных в рамках «безналоговой» ликвидации;
  •  погашение и продажа ценных бумаг, производных финансовых инструментов, которые были получены налогоплательщиком в порядке дарения или наследования, и которые ранее были получены дарителем или наследодателем в рамках «безналоговой» ликвидации.

В-четвёртых, устранена необходимость неоднократной подачи налогоплательщиками документов, подтверждающих условия освобождения прибыли КИК от налогообложения в рамках многоуровневых структур владения КИК.

Согласно действующим правилам налогового законодательства, в случаях, когда участие контролирующего лица в КИК реализовано через иное российское лицо, оба указанных лица обязаны предоставить в налоговый орган идентичное документальное подтверждение освобождения прибыли КИК от налогообложения. Законопроектом предлагается установить право лиц, косвенно участвующих в КИК, не предоставлять в налоговый орган соответствующие документы при условии представления сведений об организации, осуществляющей участие в КИК напрямую.

В завершении следует отметить, что принятие Законопроекта затронет и иные важные вопросы международного планирования. Например, в рамках рассматриваемого документа предлагается уточнить отдельные положения концепции налогового резидентства иностранных юридических лиц, в частности, дополнения предусмотрены в отношении функций планирования и контроля, осуществление которых не влечёт признание зарубежной компании налоговым резидентом РФ. Кроме того, Законопроектом предлагается ввести норму, согласно которой факт осуществления на территории РФ функций по управлению иностранным инвестиционным фондом сам по себе не будет рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ.

Что это значит для Вас?

Большинство изменений было уже ранее так или иначе озвучено МинФином РФ в его позиции, и по нашей оценке, законопроект будет успешно принят. Значительная часть уточнений, предлагаемых Законопроектом, внесёт дополнительную ясность в порядок налогообложения и расчёт прибыли КИК и позволит оптимизировать документооборот и отчётность в рамках групп компаний, где участие контролирующих лиц в КИК имеет косвенный характер. Вместе с тем, в случае окончательного принятия законодательного акта налогоплательщикам предстоит дополнительно адаптироваться к нововведениям и оценить возможность применения отдельных положений Законопроекта, предоставляющих контролирующим лицам большую маневренность в оптимизации своей налоговой нагрузки, например, в случае безналоговой ликвидации или переносе убытков КИК на будущие периоды.

Об авторе:

,

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?