Оставить заявку
29.12.2009

Выпуск и размещение дополнительных акций по открытой и закрытой подписке с целью увеличения уставного капитала акционерного общества. Статья первая.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона об акционерных обществах акционерное общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций посредством подписки, конвертации и распределения акций среди акционеров. Каждый из указанных способов представляет собой особый случай, значительно отличающийся от других и по порядку государственной регистрации дополнительного выпуска акций и по порядку размещения дополнительных акций. Так, например, размещение дополнительных акций посредством конвертации может осуществляться при реорганизации в форме присоединения, и рассмотрение данного вопроса заслуживает отдельной статьи. Распределение акций среди акционеров осуществляется за счет имущества акционерного общества, и более уместно рассматривать этот вопрос совместно с другими способами увеличения уставного капитала за счет собственных средств акционерного общества, поскольку в этом случае можно было бы обозначить их общие черты. В рамках же данной статьи представляется наиболее целесообразным рассмотреть условия и особенности осуществления дополнительного выпуска акций, размещаемых путем подписки.

Детально рассмотреть каждый этап осуществления дополнительного выпуска акций в рамках данной статьи не представляется возможным в связи с тем, что каждая ситуация всегда очень индивидуальна. Тем не менее, есть некоторые особенности данной процедуры, которые являются общими для любого акционерного общества планирующего или осуществляющего дополнительный выпуск акций, и именно на них мы постараемся сконцентрировать внимание.

Нормативно – правовое регулирование

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок государственной регистрации дополнительного выпуска акций, являются Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (далее — Закон о рынке ценных бумаг), Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах), Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. № 07-4/пз-н (далее — Стандарты эмиссии).

Когда дополнительный выпуск не возможен

Прежде чем принимать решение о размещении дополнительных акций необходимо оценить потенциальную возможность проведения этой процедуры, поскольку действующее законодательство предусматривает ограничения в этом отношении. Рассмотрим некоторые их них подробнее.

В условиях, которые в настоящее время сложились на рынке, нередко возникает вопрос, можно ли использовать эмиссию акций как «способ расчетов» с кредиторами. Обычно предполагают, что если у акционерного общества есть некая кредиторская задолженность, то можно осуществить дополнительный выпуск акций и передать эти дополнительные акции в счет имеющейся задолженности кредитору. Вместе с тем, п. 2 ст. 99 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что «не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу». Это значит, что такого рода взаимозачет в процессе дополнительной эмиссии осуществить нельзя.

Нельзя принимать решение об увеличении уставного капитала и выпуске дополнительных акций в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерного общества утвержден Приказом Минфина РФ N 10н, ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". При этом стоимость чистых активов считается по окончании второго и каждого последующего финансового года.

Почему же все – таки нельзя? Дело в том, что п. 4 ст. 35 Закона об акционерных обществах предусматривает, что при наличии вышеуказанных обстоятельств, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Других вариантов решений, которые могут быть приняты в такой ситуации, данная статья не предусматривает.

В тоже время, эта ситуация не безвыходная. Федеральная служба по финансовым рынкам разъяснила, что если по данным квартальной бухгалтерской отчетности акционерного общества за последний завершенный отчетный квартал стоимость чистых активов больше или равна уставному капиталу акционерного общества и достоверность данных такой бухгалтерской отчетности подтверждается аудиторским заключением, то может быть принято решение об увеличении уставного капитала и размещении дополнительных акций. Иными словами: если по итогам квартала стоимость чистых активов не ниже чем размер уставного капитала, увеличение уставного капитала провести можно.

Стандарты эмиссии (п.п. 2.4.17.) также устанавливают и иные ограничения, например:

  • не может быть осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска акций до полной оплаты уставного капитала акционерного общества
  • не может быть осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска акций до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков (дополнительных выпусков) акций и до внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества. Таким образом, не завершив одну процедуру эмиссии нельзя приступать к осуществлению следующей процедуры.
  • не может быть осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска акций, если увеличение уставного капитала акционерного общества - эмитента осуществляется для покрытия понесенных им убытков. В тоже время, наличие убытков у акционерного общества еще не означает то, что целью дополнительного выпуска акций является именно покрытие таких убытков.

И, конечно, прежде чем приступать к осуществлению процедуры дополнительного выпуска акций необходимо убедиться, что Устав акционерного общества содержит положения о номинальной стоимости, количестве объявленных акций соответствующих категорий (типов), и о закрепляемых ими правах.

Объявленные акции – это акции, которые акционерное общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (п. 1 ст. 27 Закона об акционерных обществах). Общество вправе размещать дополнительные акции только в пределах количества объявленных акций, предусмотренных Уставом. Но особо стоит обратить внимание на формулировку Закона об акционерных обществах по данному вопросу, а именно, на все составляющие положения об объявленных акциях. Нередко на практике в Устав вносятся положения о количестве, категориях (типах) объявленных акций, их номинальной стоимости, но при этом отсутствуют положения о правах, предоставляемых такими акциями. Права по объявленным акциям могут быть отображены в уставе акционерного общества как в виде перечисления всех прав, так и в форме ссылки на статью устава, которая содержит перечень прав, предоставляемых акциям той же категории (типа).

Несоответствие требованиям действующего законодательства формулировки по объявленным акциям, в частности отсутствие какой-либо составляющей в общей формулировке, может быть препятствием для прохождения процедуры государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

Процедура эмиссии

Эмиссия ценных бумаг – это установленная Законом о рынке ценных бумаг, в частности ст. 19 данного закона, последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Учитывая положение вышеуказанной нормы Закона о рынке ценных бумаг, применяя его к рассматриваемому в данной статье случаю с учетом положений иных нормативно – правовых актов, в целом (схематично) процедура выпуска дополнительных акций включает следующие этапы:

  • внесение в устав акционерного общества положений об объявленных акциях (в случае их отсутствия),
  • принятие решения о размещении дополнительных акций;
  • утверждение Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;
  • государственная регистрация дополнительного выпуска акций;
  • размещение дополнительных акций;
  • утверждение Отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг
  • государственная регистрация Отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг;
  • внесение изменений в устав связи с увеличением уставного капитала;
  • внесение изменений в бухгалтерскую отчетность по строке «Уставный капитал».

Рассмотрим некоторые особенности каждого из этапов указанных выше.

Необходимость внесения в устав положений об объявленных акциях уже была обозначена выше. Тем не менее, хотелось бы отметить, что решение о внесении в устав общества положений об объявленных акциях может быть принято общим собранием акционеров как до, так и одновременно с решением об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций (п. 3 ст. 28 Закона об акционерных обществах). Но, безусловно, в пакете документов для государственной регистрации дополнительного выпуска акций должны быть представлены соответствующие изменения в устав (устав новой редакции) и документы, подтверждающие государственную регистрацию таких изменений.

Рис.1

Закон об акционерных обществах устанавливает, что решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если уставом ему предоставлено такое полномочие (п. 2 ст. 28). Иногда данное положение трактуется буквально без учета требований других статей данного закона, а принятие решения об увеличении уставного капитала неуполномоченным органом управления акционерного общества является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

Дело в том, что совет директоров (наблюдательный совет) далеко не всегда может принять решение о размещении дополнительных акций.

Так, п. 3 ст. 39 Закона об акционерных обществах предусматривает, что размещение акций посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров, при этом такое решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Также только общее собрание вправе принять решение о размещении дополнительных акций посредством открытой подписки, в случае если размещается более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций.

Таким образом, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относится принятие решения об увеличении уставного капитала посредством размещении дополнительных акций, если это размещение осуществляется путем открытой подписки, и при этом число дополнительных акций составляет менее 25 процентов от ранее размещенных обыкновенных акций. При этом, как указано выше, совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать такое решение только в случае, если такое полномочие ему прямо предоставлено уставом акционерного общества.

Требования к решению о размещении дополнительных акций

Решением о размещении дополнительных акций обязательно должно быть определено:

  • количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций,
  • способ размещения,
  • цена размещения дополнительных акций, в том числе лицам, имеющим преимущественное право приобретения дополнительных акций,
  • форма оплаты дополнительных акций,
  • круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг (при закрытой подписке),
  • перечень имущества, которым могут оплачиваться акции и сведения о привлекаемом для определения рыночной стоимости такого имущества оценщике (в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами) и др.

Одной из обязательных составляющих решения о размещении акций дополнительного выпуска, как указано выше является способ размещения. В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона об акционерных обществах, а также п.п. 6.1.2. Стандартов эмиссии, размещение дополнительных акций может производиться путем открытой или закрытой подписки. Открытая подписка может быть проведена только открытым акционерным обществом и предполагает размещение дополнительных акций для приобретения неограниченному кругу лиц. При закрытой подписке акции размещаются среди круга лиц, который должен быть определен решением о размещении дополнительных акций.

Форма оплаты также обязательно должна быть определена решением о размещении дополнительных акций. Как установлено п. 2 ст. 34 Закона об акционерных обществах оплата дополнительных акций может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При этом, в случае оплаты акций неденежными средствами советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества производится денежная оценка такого имущества, которая не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Соответственно, привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости такого имущества является обязательным.

Относительно цены размещения дополнительных акций, которая также должна быть определена решением об их размещении, необходимо учитывать, что если такое решение принимается общим собранием акционеров, то «установленная этим решением цена размещения ценных бумаг должна соответствовать цене размещения ценных бумаг, определенной решением совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества» (п.п. 6.1.14. Стандартов эмиссии). И соответственно такое решение совета директоров (наблюдательного совета) принимается до принятия общим собранием акционеров решения о размещении ценных бумаг.

Определение советом директоров (наблюдательным советом) цены размещения дополнительных акций осуществляется в соответствии со ст. 77 Закона об акционерных обществах. При формулировании проекта решения по данному вопросу необходимо учитывать, что цена размещения акций, в том числе лицам, имеющим преимущественное право приобретения акций дополнительного выпуска, определяется исходя из их рыночной стоимости, но при этом цена размещения акций должна быть не ниже номинальной стоимости акций (абз. 2 п. 1 ст. 36 и абз. 1 п. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах).

Требования к Решению о дополнительном выпуске акций и Отчету об итогах дополнительного выпуска акций.

Решение о дополнительном выпуске акций утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим функции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Так, если совет директоров не предусмотрен или же предусмотрен, но не сформирован, то решение о дополнительном выпуске будет утверждать общее собрание акционеров.

В случае если решение о дополнительном выпуске акций утверждается советом директоров (наблюдательным советом), голосование по данному вопросу осуществляется поименно, то есть в протоколе должны быть указаны имена членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за утверждение решения о дополнительном выпуске акций. Кроме того, очень важно учесть наименование документа, который утверждается. Данное наименование в повестке дня и соответственно в вопросе, поставленном на голосование и в принятом решении, должно быть указано в полном соответствии со Стандартами эмиссии.

В соответствии с требованиями Стандартов эмиссии (п.п. 2.3.3. и п.п. 2.4.8.) Решение о дополнительном выпуске акций должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении, а представлено на государственную регистрацию не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения о дополнительном выпуске акций, а если государственная регистрация дополнительного выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг.

Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утверждается единоличным исполнительным органом, если уставом принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета).

Очень важно соблюсти срок, в течение которого в федеральную службу по финансовым рынкам должен быть представлен отчет об итогах дополнительного выпуска акций. Такой срок составляет в соответствии с п.п. 2.6.1. Стандартов эмиссии не более 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг. При этом срок окончания размещения это:

  • дата (срок) окончания размещения, указанная в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске акций,
  • дата размещения последней ценной бумаги этого дополнительного выпуска в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения срока, указанного в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг.

Таким образом, если в решении о дополнительном выпуске акций предусмотрен определенный срок размещения, но все дополнительные акции размещены до истечения этого срока, то для представления документов на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не надо ждать окончания срока, указанного в решении о дополнительном выпуске, надо ориентироваться на фактическое окончание размещения.

Нарушение установленного срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не только может повлечь административную ответственность акционерного общества или его должностных лиц, но и является основанием для отказа в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций.

Решение о дополнительном выпуске акций и отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг составляются по форме, предусмотренной Стандартами эмиссии.

Важно отметить, что вместе с документами на бумажных носителях представляется электронный носитель, требования к которому установлены приказом ФСФР РФ от 18.06.2009 г. № 09-23/пз-н «Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг». В частности, все документы должны быть представлены для государственной регистрации выпуска акций в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение «.smc». Также в соответствии с вышеуказанными Требованиями для заполнения электронных документов (анкета эмитента, решение о выпуске акций, отчет об итогах выпуска ценных бумаг) должна использоваться «Программа-анкета эмитентов ФСФР России», распространяемая через сайт ФСФР России в сети Интернет.

Регистрирующим органом являются Федеральная служба по финансовым рынкам и ее территориальные органы. Критерии разграничения полномочий между ФСФР России и ее территориальными органами определены приказом ФСФР РФ от 18.09.2008 г. № 08-35/пз-н «О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами». Одним из основных критериев для разграничения полномочий при дополнительном выпуске акций является общий объем эмиссии по номинальной стоимости. Так, например, ФСФР России осуществляет государственную регистрацию дополнительных выпусков акций, в случае если такие акции размещаются посредством открытой подписки, общий объем по номинальной стоимости выпуска которых, составляет или превышает 100 млн. рублей, или размещаемых посредством закрытой подписки, общий объем по номинальной стоимости выпуска которых составляет или превышает 400 млн. рублей. Вышеуказанным приказом также установлены и иные критерии разграничения полномочий.