Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
22.10.2009

Раскрытие информации является одним из основных компонентов деятельности многих акционерных обществ, поскольку такая процедура позволяет своевременно и доступно довести до сведения акционеров и заинтересованных лиц всю необходимую информацию о деятельности общества и тем самым способствует защите их прав.

 

На сегодняшний день нормы о раскрытии информации акционерными обществами, содержат такие федеральные законы, как Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг) и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об акционерных обществах).

 

Закон о рынке ценных бумаг дает определение основным терминам, связанным с раскрытием информации. Так, например, ст. 30 данного закона устанавливает, что под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».

 

Кроме того, Закон о рынке ценных бумаг определяет формы раскрытия информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг.  Такими формами являются ежеквартальный отчет и сообщения о существенных фактах.

В отношении ежеквартального отчета Закон о рынке ценных бумаг предусматривает общие положения о составе сведений, которые обязательно должны содержаться в нем, а также некоторые требования к порядку его оформления и срокам раскрытия.

Что касается сообщений о существенных фактах, то Закон о рынке ценных бумаг устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые признаются сообщениями о существенных фактах.

 

Закон об акционерных обществах также определяет общий перечень информации, которую должно раскрывать акционерное общество. Так ст. 92 данного закона устанавливает требования по обязательному раскрытию информации акционерным обществом. Например, открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций. Однако, этот перечень не является исчерпывающим.

 

Вместе с тем, и Закон о рынке ценных бумаг и Закон об акционерных обществах устанавливают, что состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким нормативным правовым актом является Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации).

 

Общие положения данного нормативного правового акта включают требования к языку раскрытия информации, к источникам раскрытия информации, к порядку предоставления информации и другие требования к процедуре раскрытия информации в целом. Так, например, п. 1.2. Положения устанавливает, что его действие распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации, но не распространяется на Центральный банк Российской Федерации, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.

 

Акционерные общества в соответствии с вышеуказанным положением раскрывают информацию на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, в случае регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Кроме того, данным положением также определен перечень информации, раскрытие которой для некоторых акционерных обществ является обязательным.

 

Представляется, что особое место в системе раскрытия информации акционерными обществами занимают такие требования, предусмотренные Положением о раскрытии информации, как обязательное раскрытие информации акционерными обществами и раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

 

Обязательное раскрытие информации акционерными обществами предусматривает перечень информации, которую должны раскрывать открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг. 

Данный перечень включает:

годовой отчет,

годовую бухгалтерскую отчетность,

устав и иные внутренние документы акционерного общества,

сведения об аффилированных лицах,

сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества (в случае, если вышеуказанные общества обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах),

дополнительные сведения (в случае, если вышеуказанные общества не обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах).

 

Основным, но не единственным источником для раскрытия информации в рамках обязательного раскрытия информации акционерными обществами является страница в сети Интернет. И не смотря на то, что поддержка собственного сайта в сети Интернет для некоторых акционерных обществ является слишком затратной процедурой, наличие такого ресурса необходимо для того, чтобы выполнить требования действующего законодательства по раскрытию информации.

 

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с Положением о раскрытии информации не освобождает открытые акционерные общества от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (п. 8.3.7. Положения о раскрытии информации).

 

Под законодательством о бухгалтерском учете в данном случае понимается Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 16 которого устанавливает, что открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Порядок такой публикации регулируется Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 N 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами».

 

Список аффилированных лиц акционерного общества составляется по специальной форме, предусмотренной Положением о раскрытии информации и должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны акционерному обществу. При этом в соответствие со ст. 93 Закона об акционерных обществах на аффилированных лицах лежит обязанность по уведомлению акционерного общества о принадлежащих данным лицам акциях этого акционерного общества. Определение понятия «аффилированное лицо» предусмотрено антимонопольным законодательством, в частности Законом РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках "

 

Сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, включают достаточно широкий перечень информации, в том числе, например, информацию о принятых советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решениях, об истечении срока полномочий единоличного и/или членов коллегиального исполнительных органов акционерного общества и др. Данные сведения раскрываются в форме сообщения, и источником для раскрытия помимо страницы в сети Интернет является лента новостей, также такое сообщение должно направляться в регистрирующий орган.

 

Дополнительные сведения в рамках обязательного раскрытия информации, а именно, сведения о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества и о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, публикуются в ленте новостей.

 

Вышеуказанный перечень информации является исчерпывающим в рамках такого раздела Положения о раскрытии информации, как обязательное раскрытие информации. Вместе с тем, нельзя не отметить следующее: в соответствии с п. 1.9. Положения о раскрытии информации эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X Положения о раскрытии информации заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.

Для того, чтобы обеспечить выполнение вышеуказанных требований акционерное общество на странице в сети Интернет должно опубликовать информацию о банковских реквизитах расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению вышеуказанных копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов. Специальной формы для публикации такой информации не установлено, главное, чтобы такое сообщение было доступно всем заинтересованным лицам и содержало вышеуказанную информацию.

 

П. 5.1. Положения о раскрытии информации определяет перечень акционерных обществ, на которых возлагается обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, а именно:

эмитенты, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

эмитенты, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

акционерные общества, созданные при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

 

Что касается закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, то это не означает, что именно круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг дополнительного выпуска, должен включать более 500 участников. Непосредственно участников подписки может быть и немного, но с учетом лиц, имеющих преимущественное право приобретения ценных бумаг дополнительного выпуска общее количество лиц, которые будут вправе приобрести ценные бумаги дополнительного выпуска, может составить более 500, и тогда применимо такое условие.

 

В отношении третьего условия, при котором акционерные общества подлежат раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в качестве примера можно привести случаи, когда план приватизации предусматривал в качестве способов приватизации чековый аукцион или инвестиционный конкурс.

 

Положение о раскрытии информации определяет условия, при которых обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается. Среди таких условий названо погашение всех ценных бумаг, в отношении которых был зарегистрирован проспект ценных бумаг, проспект эмиссии ценных бумаг или утвержден план приватизации, признававшийся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций. Так, например, при размещении акций путем конвертации акций в акции той же категории (типа) с иной номинальной стоимостью, все акции предыдущего выпуска погашаются. Вместе с тем, вышеуказанное положение не применяется при погашении ценных бумаг в результате их конвертации, если количество владельцев ценных бумаг, размещенных в результате такой конвертации, превышает 500.

Однако, необходимо обратить внимание, что в этом случае обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается только на следующий день после опубликования в ленте новостей сообщения о погашении или ином факте, являющимся основанием для прекращения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Специальной формы для такого сообщения не установлено, важно, чтобы оно позволяло идентифицировать акционерное общество, а также содержало указание на факт прекращения раскрытия информации и его причину.

 

Форма ежеквартального отчета установлена Положением о раскрытии информации и составляется такой отчет по итогам каждого квартала. Однако содержание ежеквартального отчета в зависимости от того, по итогам какого квартала он составляется, отличается. Источником раскрытия информации в форме ежеквартального отчета является страница в сети Интернет, но, кроме того, в ленте новостей должно быть опубликовано сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете.

 

С обязанностью раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета возникает и обязанность раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах.

Как указано выше, перечень сообщений о существенных фактах установлен Законом о рынке ценных бумаг. Положение о раскрытии информации устанавливает форму, по которой составляются вышеуказанные сообщения, объем информации, необходимой для указания в сообщениях каждого вида, а также определяет иные существенные для раскрытия сообщений условия. Например, таким условием является определенный отдельно для каждого сообщения момент наступления существенного факта, то есть момент, с которого рассчитываются сроки, предусмотренные для раскрытия.

Для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах также используются страница в сети Интернет и лента новостей. Кроме того, сообщение о существенном факте должно быть направлено в регистрирующий орган. При этом сообщение должно быть представлено на бумажном и электронном носителях, а также предоставляется письмо, подтверждающее  соответствие текста документа на электронном носителе представляемому документу на бумажном носителе. А в случае государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки или путем закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, сообщение о существенном факте, содержащем такую информацию, должно быть также опубликовано в периодическом печатном издании.

 

Отдельно необходимо отметить, что акционерные общества, осуществляющие процедуру эмиссии ценных бумаг, которая сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, должны раскрывать информацию на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг. Перечень таких этапов определен Положением о раскрытии информации. Источниками раскрытия информации являются лента новостей, страница в сети Интернет, периодическое печатное издание (на этапе государственной регистрации выпуска ценных бумаг), и, кроме того, зарегистрированные решение о выпуске (дополнительном выпуске) и отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг публикуются на странице в сети Интернет.

Вместе с тем, нормы Положения о раскрытии информации, касающиеся раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг тесным образом связаны с другими главами данного Положения. Например, такие требования должны рассматриваться во взаимодействии с нормами, регулирующими раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах («сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг»).

 

Как свидетельствует практика, достаточно часто происходят нарушения требований по раскрытию информации акционерными обществами. Нарушаются сроки раскрытия информации, не соблюдаются требования по объему раскрываемой информации, нередко информация не раскрывается вообще.

 

В случае нарушения требований по раскрытию информации законодательством предусмотрены меры ответственности. Например, ст. 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в случае нарушения требований законодательства, касающихся порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Но существуют и другие последствия невыполнения требований по раскрытию информации. Так, в соответствии с п. 2.4.16. и п. 2.6.9. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н регистрирующим органом может быть принято решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в случае нарушения эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

 

Выше были рассмотрены, безусловно, только некоторые аспекты системы раскрытия информации акционерными обществами, но представляется, что они являются важной и необходимой составляющей при соблюдении требований действующего законодательства по раскрытию информации акционерными обществами. 

 

 

 

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?