Оставить заявку
24.11.2017
Елена Аксёнова

15 – 17 ноября в Санкт – Петербурге прошла крупная выставка «ПитерФуд», открывшая большие возможности для диалога между торговыми сетями, как региональными, так и федеральными, и поставщиками.

Директор по взаимодействию с партнёрами и ключевыми клиентами Елена Аксенова рассказала участникам выставки о том, какие «подводные камни» с точки зрения Закона о торговле их ожидают при осуществлении рекламной деятельности в торговых сетях.

В части законодательного регулирования Елена обратила внимание на следующие ключевые моменты:

  1. Услуги должны оказываться по отдельному договору, договору возмездного оказания рекламных (или маркетинговых, или логистических услуг), стоимость таких услуг должна быть фиксированной в зависимости от услуги, а не от категории товара;
  2. Перечень услуг установлен в Законе, и он включает в себя как рекламные услуги (по продвижению товара), так и логистические (обработка, упаковка, транспортировка), то есть законодательное регулирование распространятся практически на все виды услуг торговой сети.
  3. Совокупный размер вознаграждения по договору поставки и по договору услуг не должен превышать 5 % товарооборота, то есть необходимо ограничивать как размер бонуса по договору поставки, так и стоимость услуг, уплачиваемую торговой сети в определённые этапы времени.
  4. Требования Закона распространяются на все компании, входящие в группу лиц поставщика и торговой сети (критерии установлены в ФЗ «О защите конкуренции»);
  5. Навязывание услуг запрещено.

Отвечая на вопросы участников конференции, также были обозначены реальные (практические риски), которые возникают при осуществлении рекламной деятельности:

В сложившейся ситуации большое значение приобретает не только подготовка корректных документов и глубокое знание Закона о торговле, но и корректная коммуникация между сотрудниками коммерческих подразделений торговых сетей и компаний поставщиков, именно эти навыки он могут приобрести на тренинге «Как не совершить ошибку на миллион».

  1. Услуги должны быть реальными и целесообразными, то есть недопустимы и запрещены все договорённости о «притворных услугах», «лжемаркетинге», подмене одних платежей другими.
  2. Документы должны быть в порядке (договоры соответствовать требованиям Закона), также условия договоров должны быть публичными, а подходы к ценообразованию недискриминационными.
  3. Контролируется как заключение некорректных условий, так и некорректное исполнение требований Закона, и не правомерные действия без договоров (переписка, возвраты, платежи в пользу третьих лиц).
  4. Если в договоре поставки уже установлен размер вознаграждения 5 %, то даже заключение договора услуг является нарушением закона.
  5. Поставщики должны проверять контрагентов по договорам оказания рекламных и логистических услуг, чтобы избежать обвинений антимонопольных органов в заключении договоров с аффилированными лицами с целью обойти ограничения Закона (пример, дело «Эдельвейс Логистик»).
    Также поставщики должны быть готовы к тому, что антимонопольные органы проверят не только проявление ими должной осмотрительности, но и условия заключения договоров и обоснованность применения скидок (размер скидок для различных категорий покупателей).

В сложившейся ситуации большое значение приобретает не только подготовка корректных документов и глубокое знание Закона о торговле, но и корректная коммуникация между сотрудниками коммерческих подразделений торговых сетей и компаний поставщиков, именно эти навыки он могут приобрести на тренинге «Как не совершить ошибку на миллион».

Об авторе:

Елена Аксёнова,
Директор по взаимодействию с ключевыми клиентами и партнерами, Юридическая фирма "Клифф"

Компетенции:

Специализация: «корпоративное и антимонопольное право».
Стаж более 20 лет, опыт работы в ритейле – более 5 лет.
Кандидат юридических наук