Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
23.03.2011

Причины, способы, риски, ответственность. Статья первая.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее по тексту— ГК РФ) определяет ликвидацию юридического лица как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Аналогичная формулировка содержится в абз. 2 п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (далее по тексту — Закон об акционерных обществах).

Ликвидация акционерного общества образует сложный юридический состав действий его акционеров и самого общества, направленных на прекращение прав и обязанностей общества и в конечном итоге на прекращение существования общества как субъекта права (правоспособности).


Пункт 1 ст. 21 Закона об акционерных обществах говорит о двух видах ликвидации общества — добровольной и принудительной (по решению суда). Указанная норма основывается на положениях п. 1 ст. 104 ГК РФ, в соответствии с которым акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами.

Добровольная процедура ликвидации акционерного общества

Рассмотрим, прежде всего, порядок и основания принятия решения о добровольной ликвидации акционерного общества.

Закон об акционерных обществах не повторяет названных п. 2 ст. 61 ГК РФ общих причин добровольной ликвидации юридического лица (истечение срока, на который оно создавалось, либо достижение цели, ради которой оно учреждалось). При этом предусмотренный им перечень причин для добровольной ликвидации не является исчерпывающим, общество по собственному усмотрению может определить причину добровольной ликвидации, в том числе и в связи с признанием акционерами недостаточной эффективности деятельности и нецелесообразности ее продолжения.

Между тем, согласно п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном п. 7 ст. 35 Закона об акционерных обществах, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, либо о ликвидации общества.

А согласно п. 11 ст. 35 Закона об акционерных обществах если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше величины минимального уставного капитала, установленного Законом об акционерных обществах, то общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации.

Вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров (наблюдательным советом) общества. Это следует из абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об акционерных обществах.

Решение о добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (абз. 2 п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах). Правом голоса по вопросу о ликвидации акционерного общества на таком общем собрании акционеров обладают акционеры – владельцы обыкновенных акций общества, а также в соответствии с п. 4 ст. 32 Закона об акционерных обществах акционеры – владельцы привилегированных акций общества.

Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления
(п. 4 ст. 21 Закона об акционерных обществах). Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об акционерных обществах с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Порядок (процедура) ликвидации акционерного общества устанавливается ГК РФ с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества.

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. (далее по тексту — Закон о государственной регистрации юридических лиц) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации данного лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения.

На практике может возникнуть ситуация, когда учредители приняли решение о ликвидации, однако в установленный срок не известили о нем регистрирующий орган. В соответствии со ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, а также за подачу недостоверной информации заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, в частности п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КоАП РФ).

П. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусматривает, что регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Ликвидационная комиссия на первоначальном этапе своей деятельности обязана поместить в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества (п. 1 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 63 ГК РФ). Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Закон об акционерных обществах, так же как и ГК РФ, не устанавливает срок публикации сообщения о ликвидации акционерного общества.

Ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности общества, а также в письменной форме уведомить кредиторов о ликвидации общества (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона об акционерных обществах). Сообщения кредиторам должны содержать сведения о размере задолженности общества, а также, по нашему мнению, сведения о дате опубликования сообщения о ликвидации общества.

По истечении двухмесячного срока со дня опубликования сообщения о ликвидации общества, или, как говорит закон, по окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, что определяется п. 2 ст. 63 ГК РФ и п. 4 ст. 22 Закона об акционерных обществах. В этом балансе отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого общества (данные об активах), перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения.

Форма бухгалтерского баланса не позволяет учесть перечень предъявляемых кредиторами сведений, а также результаты их рассмотрения. Практика регистрирующих органов сформировала свой подход к разрешению данного несоответствия. Сведения, необходимые для промежуточного ликвидационного баланса, указываются в приложении, которое является неотъемлемой частью промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредиторов учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, признанном ликвидационной комиссией на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга. В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в названном документе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства, по которым не предъявлены требования, а также обязательства, не признанные ликвидационной комиссией, отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредиторов, установленные судебным решением, учитываются в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном судом.

Промежуточный ликвидационный баланс является чрезвычайно важным документом, позволяющим определить способность ликвидируемого общества к расчету с кредиторами. Утверждение промежуточного баланса является обязательным и относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров ликвидируемого общества (п. 2 ст. 63 ГК РФ; п. 4 ст. 22, подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах). Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах).

Согласно п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации данного лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются (в первую очередь) из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 5 ст. 22 Закона об акционерных обществах, п. 3 ст. 63 ГК РФ). Порядок проведения публичных торгов регулируется материальным правом, в частности нормами ст.ст. 448—449 ГК РФ. Кроме того, организации и порядку проведения публичных торгов посвящены нормы ст.ст. 89—93 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (далее по тексту — Закон об исполнительном производстве).

Со дня утверждения общим собранием акционеров промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами ликвидируемого акционерного общества. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Так, ею предусмотрены две привилегированных очереди кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами, в частности, перед кредиторами третьей и четвертой очереди. Выплаты последним производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Рассмотрим подробнее. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о компенсации морального вреда. Для этого ликвидируемое общество обязано капитализировать необходимые для выплат суммы и внести их в органы государственного страхования (на это указано, например, в ст. 23 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ). Вышеупомянутое правило установлено также п. 2 ст. 1093 ГК РФ.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую — с другими кредиторами.

Статья 64 ГК РФ не содержит нормы, регулирующей расчеты с кредиторами по текущим платежам. Вместе с тем после принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица не отпадает необходимость содержания его имущества до того момента, когда оно будет реализовано при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов или распределено между акционерами после удовлетворения требований кредиторов. Полагаем, что требования кредиторов по
текущим платежам должны удовлетворяться по мере наступления срока исполнения соответствующего обязательства, во внеочередном порядке. Здесь следует руководствоваться разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в п. 25 которого указано, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, а также судебные издержки должны покрываться вне очереди.

Как мы уже отмечали, ликвидируемое общество имеет право отчуждать имущество только в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Продажа имущества в подобной ситуации возможна только на публичных торгах, исключающих заинтересованность. Если вышеуказанные императивные предписания будут ликвидационной комиссией нарушены, и имущество ликвидируемого общества будет реализовано без соблюдения нормы п. 5 ст. 22 Закона об акционерных обществах, такие сделки, по нашему мнению, будут ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ. И кредиторы, безусловно являющиеся заинтересованными лицами, могут требовать применения последствий недействительности ничтожной сделки (абз. 2 п. 2 ст. 166 ГК РФ).

Не допускается совершение сделок ликвидируемым обществом, в результате которых нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

В том случае, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, требования кредиторов удовлетворяются пропорционально их размеру (п. 3 ст. 64 ГК РФ).

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса общества обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за
счет оставшегося имущества ликвидируемого общества (п. 4 ст. 64 ГК РФ). В этой ситуации вряд ли целесообразно останавливать процесс расчетов с кредиторами — судебный спор может затянуться на несколько месяцев. Более разумным было бы резервирование ликвидационной комиссией денежных средств на случай признания спорной претензии подлежащей удовлетворению.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 7 ст. 22 Закона об акционерных обществах). Решение по вопросу утверждения ликвидационного баланса считается принятым, если за него проголосовало большинство в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об акционерных обществах). Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после всех расчетов с кредиторами данного юридического лица.

К ликвидационному балансу законом не предъявляются требования о наличии в его содержании сведений, необходимых для промежуточного ликвидационного баланса. Вместе с тем в ликвидационном балансе необходимо отразить сведения об имуществе, оставшемся после удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, в соответствии с положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации требуется до составления ликвидационного баланса в обязательном порядке провести инвентаризацию (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»).

В том случае, если ликвидационный баланс утвержден общим собранием акционеров, ликвидационная комиссия вправе приступить к выполнению требований, предусмотренных ст. 23 Закона об акционерных обществах.

Право на получение ликвидационной квоты является одним из имущественных прав акционера, и оно может быть реализовано, если у ликвидируемого общества осталось имущество после завершения расчетов с кредиторами.

В п. 1 ст. 23 Закона об акционерных обществах установлена очередность выплат в зависимости от категории акционеров.

В первую очередь ликвидационная комиссия осуществляет выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах. Право это возникает по основаниям, не связанным с ликвидацией общества, однако не реализованным к моменту ликвидации.

Во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям.

В третью очередь распределяется имущество ликвидируемого общества между акционерами – владельцами обыкновенных акций и владельцами всех типов привилегированных акций. В числе последних окажутся и те, кто получил выплаты в качестве участников второй очереди. При этом в качестве участников третьей очереди они смогут получить дополнительные выплаты только в случае, когда ликвидационная доля, рассчитанная для владельцев обыкновенных акций и других владельцев привилегированных акций, окажется больше, чем полученная ими доля.

Распределение имущества каждой очереди, так же как и в случае с кредиторами, осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Среди владельцев привилегированных акций также устанавливается очередность (п. 2 ст. 23 Закона об акционерных обществах).

При недостаточности имеющегося у общества имущества для выплаты сумм владельцам привилегированных акций определенного типа (выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и ликвидационной стоимости, определенной уставом) распределение имущества между ними осуществляется пропорционально количеству принадлежащих им привилегированных акций этого типа.

Расчеты с акционерами производятся как деньгами, так и имуществом.

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами также в соответствии с нормами ст. 23 Закона об акционерных обществах (п. 2 ст. 22 Закона об акционерных обществах).

После завершения всех расчетов руководитель ликвидационной комиссии обязан представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, пакет документов, необходимых для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования юридического лица (п. 1 ст. 9, ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц). В п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в добровольном и принудительном порядке, исключая процедуру банкротства.

Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

В течение указанного в п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц срока регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении юридического лица. Ликвидация акционерного общества с этого момента считается завершенной, а общество — прекратившим свое существование (ст. 24 Закона об акционерных обществах, п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц). Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Такая информация помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
 

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?