Оставьте заявку

Оставить заявку
19.06.2015
В рамках данного обзора мы рассмотрим историю применения налоговой амнистии в России, а так же оценим перспективы применения вступившего в силу закона налогоплательщиками. 
 
Из истории вопроса
 
До 2015 года в Российской Федерации трижды проводились мероприятия, которые можно назвать «налоговой амнистией»: в 1994, 2007 и 2012 годах. 
 
Первая амнистия 1994 года распространялась на неуплаченные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоги за 1993 и более ранние налоговые периоды. Для  налогоплательщиков, не задекларировавших свои доходы, предусматривалось наказание в трехкратном размере. Налоговой амнистией воспользовалось только 2 тысячи налогоплательщиков, что позволяет говорить о ее провале.
 
Вторая налоговая амнистия распространялась на неуплаченные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоги на доходы, полученные до 01.01.2006 года. В связи с тем, что амнистия проводилась в 2007 году, налогоплательщикам имело смысл декларировать только доходы, полученные в 2005 году, так как на предыдущие налоговые периоды уже и так распространялся срок исковой давности, они не подлежали проверке. В связи с такими ограничениями в результате проведения второй налоговой амнистии в бюджет поступило всего 4,7 млрд. рублей, что было заметно меньше, чем ожидалось.
 
Третья налоговая амнистия распространялась на задолженность по налогам и сборам, а так же пеням и штрафам, имеющуюся у физических лиц по состоянию на 01.01.2009 года. При том, под «амнистию» подпадали только те платежи, в отношении которых налоговые органы утратили возможность взыскания. По сути, третья налоговая амнистия лишь называлась таковой в прессе, при этом лишь реализовывала норму исковой давности.
Учитывая сказанное, исторически, в России на настоящий момент не было проведено ни одной налоговой амнистии, которую можно было бы назвать этим термином, при том, чтобы она была удачной или эффективной. Удастся ли провести это мероприятие эффективно на этот раз? Кто сможет воспользоваться освобождением? Постараемся разобраться.
 
Новая налоговая амнистия
 
Четвертая амнистия представляет освобождение от ответственности лицам, которые решатся ею воспользоваться, в случаях, если их действия (бездействие) были связаны:
  • с приобретением, использованием либо продажей имущества особого вида (земельные участки и другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, в том числе акции, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций);
  • с приобретением, использованием или продажей прав в контролируемых иностранных компаниях  (кроме случаев, когда физическое лицо владеет капиталом КИК напрямую);
  • с формированием источников на указанные выше действия (получением дохода, предназначенного на приобретение, использование или реализацию указанных видов имущества или прав в КИК);
  • с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады) в иностранных банках.

 

Последний и в итоге вступивший в силу вариант закона, содержит в себе перечень норм УК РФ и КоАП РФ, в отношении которых применяется амнистия. Среди них есть как нормы, относящиеся напрямую к декларанту – физическому лицу, так и нормы, которые в большинстве случаев могут относиться скорее к должностным лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридическом лице, участвовавшем в процессе приобретения (формирования источников приобретения), использования либо распоряжения имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации.
 
Физическое лицо – декларант освобождается от:
 
  • уголовной ответственности, предусмотренной ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;
  • уголовной ответственности, предусмотренной ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» (включая крупный и особо крупный размеры);
  • уголовной ответственности, предусмотренной ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
  • административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (т.е. непредоставление документов и сведений, на основании которых налоговые органы рассчитывают налог);
  • административной ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (включая неуведомление об открытии иностранного счета и зачисление на него денежных средств без использования уполномоченного банка).

 

Также под амнистию попал целый ряд уголовных и административных правонарушений, которые связаны с деятельностью декларанта и подконтрольных ему юридических лиц в России. Эти нормы могут быть использованы как самим декларантом, в случае если он является должностным лицом такой компании, так и сторонними должностными лицами подконтрольных декларанту компаний. В отношении должностных лиц организаций, указанных в декларации, предусмотрено освобождение от административной и уголовной ответственности по следующим статьям:
 
  • Статья 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;
  • Статья 199. УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
  • Статья 199.1. УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
  • Статья 199.2. УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»;
  • Статья 15.3. КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» (в т.ч. ответственность директоров и учредителей за непостановку на налоговых учет компаний, отделений и постоянных представительств); 
  • Статья 15.4. КоАП РФ. «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации» (в т.ч. ответственность должностных лиц организации за отсутствие сообщения об открытии счета компании);
  • Статья 15.5 КоАП РФ. «Нарушение сроков представления налоговой декларации» (ответственность должностных лиц за непредставление декларации юридического лица);
  • Статья 15.6. КоАП РФ «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» (в т.ч. несвоевременный ответ на запрос налогового или таможенного органа о предоставлении документов в рамке проверки юридического лица);
  • Статья 15.11. КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» (ответственность должностных лиц организации за искажение данных бухгалтерского или налогового учета более, чем на 10%);
  • Статья 15.1. КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов» (в т.ч. ответственность должностных лиц организаций за допущенные ими незаконные расчёты наличными средствами);
  • Статья 15.25. КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» (в т.ч. зачисление денежных средств напрямую на иностранный счет без использования уполномоченного банка).

 

Налоговые правонарушения (включая ст. 122 НК РФ «Неуплата налога») подпадают под амнистию все, без соотношения с конкретными статьями. Кроме того, п. 2.1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога по операциям, связанным с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации не производится. Соответствующее изменение в НК РФ было внесено еще одним законом, подписанным в тот же день - Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"».
 
Стоит отметить, что для возможности амнистирования, выше описанные правонарушения должны быть совершены до 01.01.2015 года. 
 
Практические вопросы реализации
 
В настоящий момент не вызывает вопросов возможность амнистирования ответственности по валютному праву, установленной ст. 15.25 КоАП РФ. Налоговая амнистия, в первую очередь, позволяет легализовать иностранные счета, об открытии которых физические лица не сообщили, а так же нарушения валютного законодательства в отношении операций, расчеты по которым произведены за рубежом, минуя счета в уполномоченных российских банках. Напомним, что административная ответственность за незаконные валютные операции составляет от 75% до 100% размера суммы незаконной валютной операции. 
 
В отношении остальных норм, потенциально подлежащих амнистии, декларант может столкнуться, на наш взгляд, с затруднениями в реализации. 
 
Во-первых, стоит заметить, что денежные средства как имущество, в отношении которого действуют гарантии амнистии, в законе напрямую не фигурируют. Самые распространенные правонарушения, когда их предметом напрямую выступают деньги, могут быть амнистированы только, если такие денежные средства предназначены или использовались для приобретения недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг, прав в КИК, а также при перечислении средств с помощью счетов в иностранных банках. 
 
При том декларация об амнистии, форма которой утверждена одновременно с рассматриваемым законом, не содержит в себе никаких количественных показателей – декларанту не предлагается указать, на освобождение каких именно доходов он претендует и в каком размере. Каким образом будет решаться этот вопрос, будут ли по умолчанию освобождены от уголовной и налоговой ответственности незаконные операции со всеми средствами, оказавшимися на задекларированном банковском счете, остается до конца не ясным.
 
Стоит также заметить, что все нормы КоАП, которые упомянуты в законе об амнистии в связи с деятельностью подконтрольных лиц, весьма специфичны: связь между деяниями директора, регулируемыми указанными статьями, и объявленными целями амнистии капиталов достаточно спорная. Как, например, однозначно установить связь между деянием должностного лица в организации, нарушающей сроки постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ), и приобретением недвижимости? Очевидно, невозможно доказать что все средства или их часть, полученные в период, когда юридическое лицо не стояло на налоговом учете, были потрачены именно на недвижимость, как невозможно и потвердеть обратное. 
 
Кроме того, законом предусмотрен режим налоговой тайны в отношении всей информации, содержащейся в декларации. Следовательно, если речь не идет о самом декларанте, то ни юридическое лицо, указанное в декларации, ни государственные органы, занимающиеся расследованием, не смогут узнать о факте амнистирования правонарушений и преступлений должностных лиц юридического лица, указанного в декларации. Поэтому порядок применения амнистии к такому юридическому лицу на данный момент не ясен.
 
Обращаем так же Ваше внимание, что декларант не освобождается от уголовной ответственности по смежным со многими правонарушениями налогового характера статьям уголовного кодекса РФ, таким как:
 
  • Статья 158 УК РФ «Кража»;
  • Статья 159 УК РФ «Мошенничество»;
  • Статья 159.4 УК РФ «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»;
  • Статья 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»;
  • Статья 290 УК РФ «Получение взятки».

 

Таким образом, возможна ситуация, что физическое лицо подает декларацию для освобождения себя от уголовной ответственности по статьям, перечисленным в законе, а в последствии деяние, отраженное в декларации, будет переквалифицировано в деяние, регулируемое одной из смежных статей Уголовного кодекса РФ. 
 
Таким образом, четвертая налоговая амнистия актуальна прежде всего для физических лиц, которые:
 
  • открыли счета в иностранных банках, но не уведомили об этом гос. органы;
  • зачисляли денежные средства напрямую на свой иностранный счет, минуя счет в уполномоченном банке;
  • являются владельцами имущества, при получении которой были допущены нарушения налогового, административного и (или) уголовного законодательства;
  • имеют имущество, оформленное на номинального владельца, и планируют без уплаты налога перерегистрировать его на себя.

 

Применение остальных норм налоговой амнистии вызывает множество вопросов, и в случае их неверного применения, без предварительного анализа конкретной ситуации, результат амнистии может не совпадать с ожиданиями декларанта. С другой стороны, амнистия предоставляет колоссальные возможности для многих заинтересованных лиц, и, безусловно, может быть прекрасным инструментом налогового планирования для многих ситуаций. Мы рекомендуем своим клиентам предварительно проконсультироваться о перспективах использования этого неординарного инструмента в каждом конкретном случае и будем рады предоставить соответствующие услуги.