Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
06.05.2011

Вступление

Новая власть совершенно недвусмысленно демонстрирует свое желание определить по-новому правила игры в аспекте сбора налогов, последовательно реализуя шаги в этом направлении. Так, окончание 2010 года ознаменовалось эпохальным для всей Украины событием – принятием нового Налогового Кодекса. В этом же контексте в последнее время можно часто слышать заявления представителей украинского правительства о необходимости реальных шагов для борьбы с оффшорами и налоговой минимизацией. Таким образом, борьба за полноценную и корректную уплату налогов в государственный бюджет (с фискальной точки зрения) украинскими и иностранными гражданами, предпринимателями и компаниями ведется на всех фронтах.

Пристальное внимание общественности по известным причинам приковано к активизации действий официального Киева в отношении возможной денонсации Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.1982г. (далее – «Соглашение»). Напомним, что Соглашение действует сегодня для Украины в соответствии со статьей 7 Закона Украины №1543-ХІІ «О правопреемстве Украины» от 12.09.1991г.

Соглашение было и остается уникальным инструментом для целей налогового планирования большого и малого украинского бизнеса. Несмотря на некоторые ограничения, установленные новым Налоговым Кодексом Украины, Соглашение незаменимо на сегодняшний день для вывода пассивных доходов (проценты, дивиденды, роялти) из Украины. Также оно очень удобно для оптимальной реализации иных бизнес-задач. К примеру, его положения создают отличные предпосылки для использования кипрских компаний: в операциях с ценными бумагами в Украине; в качестве холдинговых по отношению к украинским активам и так далее. Так что вопрос о возможном расторжении Соглашения в ближайшем будущем бесспорно актуален и будоражит многие умы.

Однако насколько честными и действительными являются заявления украинской власти? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории.

Кипр – яблоко раздора

Прекратить Соглашение с Кипром – идея не новая. На ней последовательно пиарились различные составы правительства, начиная с 1997 года. Наиболее активно переговоры о денонсации велись с Кипром вплоть до 2006 года. Однако завершились они безрезультатно, поскольку Кипр не согласовал новый договор в редакции, предложенной украинской стороной. После чего официальный Киев начал процесс денонсации в одностороннем порядке (смотри, к примеру, Распоряжение Кабинета Министров Украины №65-р от 21.02.2007г.) Это привело к согласию Кипра в 2007 году возобновить переговорный процесс. Тем не менее, в начале 2008 года переговоры снова не принесли успеха.

По инициативе правительства попытки одобрить денонсацию Соглашения Верховным Советом Украины предпринимались неоднократно. Так, например, можно вспомнить такие попытки во времена премьерства Ю. Еханурова, затем – при премьере Ю. Тимошенко. В середине 2008 года правительство даже утвердило соответствующий законопроект, и принять его парламент в соответствии с порядком денонсации Соглашения должен был до 1 июля. Однако и эта попытка закончилась крахом. Таким образом, недавнее выступление вице-премьер министра Украины, министра социальной политики С. Тигипко в декабре 2010 года о необходимости денонсации Соглашения лишь продолжает начинания предыдущих представителей власти.

Интересно, что выработка единой позиции Украины по вопросу денонсации всегда усложнялась противоречием интересов различных политических сил. О чем говорить, если долгое время депутаты не могли определиться – считать Кипр оффшором или не считать? И неоднократно меняли свою позицию по этому поводу. Так, например, в первичный «черный оффшорный список» Украины (Распоряжение Кабинета министров Украины №77-р от 24.02.2003г.) Кипр не вошел. А был включен туда лишь в 2005 году, и снова исключен в 2006 году. Важно отметить, что в новом «черном списке» Украину, вступившем в силу 01.04.2011г. (Распоряжение Кабинета министров Украины № 143-р от 23.02.2011г.) Кипр снова-таки не фигурирует.

Порядок денонсации Соглашения согласно законодательству

Напомним, что под денонсацией понимают прекращение действия международного договора. По общепринятой в международном праве трактовке денонсация – это отказ государства от международного договора с предва¬рительным предупреждением других его участников в том случае, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Прекращение действия Соглашения предусмотрено его одноименной статьей 20. Статья предусматривает, что Соглашение остается в силе до тех пор, пока одно из государств (Украина или Кипр) не денонсирует его.

Согласно положениям статьи условиями денонсации Соглашения являются следующие: 1) истечение 5 лет со дня вступления Соглашения в силу; 2) передача через дипломатические каналы письменного уведомления о денонсации не позднее 6 месяцев до окончания любого календарного года. В случае соблюдения указанных условий Соглашение прекращает свое действие в отношении налогов и сборов, определяемых за периоды налогообложения, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, в котором передано уведомление о денонсации Соглашения. Иными словами, если Украина передаст Кипру уведомление о денонсации до 1 июля 2011г., то правила Соглашения прекращают действие в применимых случаях в отношении налогов и сборов, подлежащих к расчету, начислению и уплате с 1 января 2011г.

Очевидно, что при наличии большого желания официального Киева прекратить действие Соглашения, особых препятствий осуществить его не возникает. Однако денонсация международных договоров не простое дело, поскольку любые международные договора имеют большое значение для взаимоотношений между двумя государствами. Небезынтересным будет узнать позицию Кипра по данному вопросу.

Позиция Кипра по отношению к денонсации

Надо заметить, что официальная позиция правительства Кипра по вопросу расторжения Соглашения с Украиной не озвучена. Очевидно, кипрские государственные деятели подходят взвешенно и осмотрительно к своим словам по международным вопросам.

На самом солнечном острове мнения относительно скорого прекращения Соглашения неоднозначны. Много уважаемых юристов, аудиторов и иных заинтересованных лиц на Кипре в частных беседах оценивают возможность денонсации Соглашения в скором времени как маловероятную. И в случае отмены прогнозируют возможное ухудшение бизнес-среды в Украине. Так, например, управляющий партнер аудиторской фирмы г-н Михалис Лукас “Loucas&Loucas” прямо заявил, что возможная денонсация или изменение действующих условий Соглашения может привести к тому, что большинство зарубежных инвесторов, не чувствуя в Украине стабильности и уверенности в завтрашнем дне, могут просто переориентироваться на другие рынки. Его мнение разделяет управляющий партнер г-н Стелиос Американос из юридической фирмы “Stelios Americanos&Co”. В то же время экс-министр юстиции и общественного порядка Кипра, управляющий партнер “C. Chrysostomides&Co” г-н Кипрос Хрисостомидес выразил уверенность, что до конца текущего года стороны согласуют новую налоговую конвенцию, которая заменит действующее Соглашение. Однако и он указал на то, что вступление в силу нового соглашения будет зависеть от украинского парламента. И что, скорее всего, Украина и Кипр подпишут новое соглашения. Таким образом, по его мнению, Украина не пойдет по пути России, подписывая протокол с Кипром для изменения отдельных положений старого Соглашения.

Прогнозы и выводы

Поскольку из предыдущего раздела неоднозначно вытекает отсутствие инициативы Кипра денонсировать Соглашение, то нам остается анализировать возможное поведение украинского правительства. Хотя и прогнозировать действия украинского правительства – занятие малоперспективное, в то же время изложенное выше позволяет понять нам тенденции и хотя бы в общих чертах предположить возможное развитие событий.

Что говорит против денонсации Соглашения? Прежде всего, это секрет Полишинеля о том, что многие народные избранники Украины сами активно используют Соглашение в своей деятельности, отличной от законотворческой, и традиционно пользуются кипрскими компаниями для владения украинскими активами. Вряд ли в этой ситуации логичным будет рубить сук на котором сидишь – при отсутствии рядом такого же гладкого, без сучка и задоринки, насеста. Да и мнение влиятельных кругов Кипра тоже нельзя сбрасывать со счетов. Кроме этого, принятие нового «черного списка» Украины, в котором нет Кипра, также можно отнести к косвенным факторам против скорой денонсации.

В пользу возможной скорой денонсации Соглашения, во-первых, прямые публичные заявления провластных политиков в Украине. Всем нам известно, что наличие политической воли в Украине является превалирующим фактором, и если эта воля действительно присутствует, то шансов на долгую жизнь у Соглашения в текущей редакции мало. Другим аргументов в пользу возможного упразднения Соглашения является довольно недавнее подписание Протокола к аналогичному Соглашению между Россией и Кипром в октябре 2009г., который, по некоторым оценкам, внес определенную нервозность в отношения между Кипром и Россией. Учитывая зависимость политического вектора Украины от России, данный факт нельзя оставить незамеченным.

Если же Соглашение все же денонсируют, то необходимо понимать, что простой денонсацией дело не ограничится – без подписания нового договора об избежании двойного налогообложения. А разработкой нового договора по доступной информации пока никто не удосужился заняться в Украине.

Можно предположить, что возможная прекращение Соглашения в любом случае приведет к переориентации определенного круга на другие юрисдикции. Выбор есть, благо сегодня у Украины есть около 70 действующих налоговых конвенций об избежании двойного налогообложения. Таким образом, катастрофы при таком развитии событий не произойдет. Хотя для бенефициаров компаний и возможны определенные неудобства и дополнительные расходы – в связи с переводом компаний в другие юрисдикции, сменой номинального состава структуры компаний и другими корпоративными вопросами.

В любом случае, бить в набат пока рано. Хотя и не будет лишним проконсультироваться у квалифицированных экспертов – хотя бы для общего расширения кругозора и изучения других альтернатив Кипру. Также не помешает самостоятельное регулярное отслеживание новостей по данной тематике.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?