Оставьте заявку

Оставить заявку
29.04.2014

Министерство юстиции РФ представило проект поправок в Закон «О судебных приставах». Новый законопроект содержит положения, требующие от кандидатов в судебные приставы прохождения психофизиологического исследования (тестирования на детекторе лжи), а также тестирования на алкоголь и наркотики. Насколько это оправданно и необходимо?

На службу – без допинга

Причиной разработки проекта поправок в Закон «О судебных приставах» явились частые злоупотребления судебными приставами своими полномочиями, скандальные новости о выявлении фактов нахождения при исполнении своих служебных обязанностей в алкогольном и/или наркотическом опьянении.

Социальная значимость профессии судебных приставов бесспорна. Приставы являются инструментом государства, который позволяет исполнять судебные акты и, как следствие, законы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей приставами дискредитирует судебную власть, превращая судебные акты в ничего не значащий лист бумаги, вызывая у граждан недоверие к судебной власти.

Стоит отметить, что российский законодатель уже принял ряд законов, которые предусматривают при приеме на работу государственных служащих обязательное тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, а также психофизиологическое исследование (проверку на полиграфе) (ст. 16.2 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», п. 6 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.

Таким образом, тестирование на предмет употребления наркотических средств и наличия алкогольной и наркотической зависимости при приеме на работе в службу судебных приставов будет правом претендента. Однако при отказе от дачи добровольного согласия на тестирование претенденту будет отказано в приеме на работу ввиду несоблюдения условий при приеме на работу.

Правда, и ничего кроме…

Что касается проверки граждан на детекторе лжи (полиграфе), то она также осуществляется только с добровольного согласия или по просьбе проверяемых лиц, которые вправе в любой момент прервать ее проведение. Однако результаты проведенного тестирования не могут являться основанием для предъявления обвинения. Отказ от такой проверки не должен повлечь отрицательных последствий, усилить подозрения о причастности проверяемого к противоправным действиям.

Результаты проверок на детекторе лжи могут служить лишь ориентирующей информацией, не имеющей доказательственного значения, а следовательно, в дальнейшем не могут использоваться в суде. Ценность таких результатов во многом зависит от характера вопросов, относящихся к расследуемому преступлению. Полиграф помогает определить направление поиска, уточнить или обнаружить некоторые интересующие оперативных работников данные. По общему правилу любые сомнения в правильности выводов о наблюдаемой реакции должны трактоваться в пользу проверяемого.

Таким образом, непрохождение проверки на детекторе лжи может являться основанием для отказа в приеме на работу или при разрешении вопроса о повышении по службе, но полученная информация никак не может быть основанием для уголовного преследования.

Результаты проверки на полиграфе должны рассматриваться в совокупности с остальными сведениями и фактами, исключительно на основании результатов такой проверки нельзя принимать решение о приеме на работу, а также о повышении в должности претендента в службе судебных приставов.

Хорошего много не бывает

На наш взгляд, полезно установить обязательные осмотры судебных приставов в начале и в конце рабочего дня на факт употребления алкоголя и наркотических средств, что предусмотрено абз. 3 ст. 213 ТК РФ.

Данная мера необходима для дисциплинирования судебных приставов не только на стадии приема на работу в службу судебных приставов, но и в целях их последующего контроля, поскольку зачастую возникают случаи, когда работники, не имея алкогольной зависимости, могут злоупотреблять разовыми приемами алкоголя в рабочее время, что является также недопустимым как для любого работника, а уж тем более для судебного пристава, который работает с гражданами.

Более того, тестирование только на этапе приема на работу или при повышении по службе не является безусловным доказательством отсутствия наркотической или алкогольной зависимости, поскольку, как правило, может определить отсутствие алкоголя или наркотических средств в крови человека за непродолжительный период, а за один-два месяца.

Однако стоит отметить, что осуществление цели повышения квалификации судебных приставов не должно сопровождаться только повышением требований к их должности, законодатель должен предпринять меры по повышению материально-правовых гарантий и льгот. В противном случае под те высокие стандарты и требования к профессии судебного пристава при несоизмеримо низком вознаграждении труда никто не подойдет.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что Минюст России параллельно внес законопроект, направленный на повышение социальных гарантий судебным приставам и иным должностным лицам ФССП России.

С целью материального стимулирования гражданских служащих указанного ведомства документ предусматривает установление им дополнительной выплаты в виде надбавки за специальный режим работы, размер которой составит от 50 до 150% должностного оклада. Предусматривается, что порядок и условия выплаты надбавки определяются ФССП России с учетом нагрузки.

Кроме того, предлагается дополнить  положениями о  санаторно-курортном обслуживании упомянутых лиц. Поправки устанавливают, что судебный пристав и иное должностное лицо ФССП России совместно с проживающими с ними членами семьи имеют право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях ведомства за плату. Гражданин, вышедший на пенсию и имеющий стаж службы в ФССП России продолжительностью 20 лет и более, имеет право на получение соответствующих путевок раз в год по льготной цене.

Сомневаемся, что вышеназванные льготы будут способствовать привлечению профессиональных сотрудников в службу судебных приставов. Повышение оклада даже на 150% не решит данную проблему по той простой причине, что средняя зарплата рядового пристава в размере 7–10 тыс. руб. подлежит увеличению далеко не на 150%, чтобы привлекать высококвалифицированных и честных работников. А льготы в виде возможности санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в учреждениях ведомства за плату – это, конечно, «неслыханная щедрость».

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить полезность законопроекта, вносящего положения о тестировании на алкогольную и наркотическую зависимость, так как он имеет целью повышение квалификации и качества работы судебных приставов, что в конечном итоге должно способствовать укреплению правопорядка в России и обеспечению законных прав и интересов граждан. Однако без встречного предоставления материально-правовых льгот судебным приставам полезность данного законопроекта будет равняться нулю.