Оставить заявку
20.06.2014

Как показывает практика последних лет, волонтерское движение прочно вошло в нашу жизнь. Волонтеры оказывают добровольную бескорыстную помощь нуждающимся, будь то организация массовых мероприятий, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических катастроф или уход за престарелыми, тяжелобольными, организация досуга сирот и детей-инвалидов. Правда, наряду с положительными моментами имеется одно «но»: правовой статус волонтеров до настоящего времени так и не определен, что в некоторых случаях грозит правовыми последствиями для лица, привлекшего такого работника.

С правовой точки зрения в Российской Федерации на сегодняшний день существует лишь ряд нормативных актов, так или иначе регулирующих вопрос волонтерской деятельности. Одним из них является распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

Данное распоряжение легло в основу проекта закона «О волонтерстве», а также дало возможность отдельным регионам закрепить эту концепцию в своих нормативных актах (постановлениях).  Однако законопроект уже год находится на рассмотрении в Государственной Думе, и, пока он не принят, волонтерская деятельность на федеральном уровне регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ), на региональном и местном уровнях – соответствующими постановлениями и нормативными актами.

Согласно Закону № 135-ФЗ «под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» (ст. 1).

Синонимом понятия «волонтер» (от англ. volunteer – доброволец) является понятие «доброволец». Согласно ст. 5 Закона № 135-ФЗ добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Добровольческая деятельность является категорией более узкой, нежели благотворительная деятельность, поскольку предполагает личное участие физического лица в виде оказания безвозмездных услуг или выполнения работ на безвозмездной основе.

Конституция РФ, как база действующего законодательства, в ст. 39 закрепляет: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Несмотря на это в России до сих пор отсутствует нормативное регулирование добровольчества на государственном уровне, как это имеет место в большинстве западных стран.

Так, в американских больницах волонтеры выполняют небольшие технические поручения разного характера, встраиваясь в уже существующую хорошо отлаженную структуру. «Самодеятельное» волонтерство отсутствует: человек не может прийти в больницу с предложением своих услуг, если он не является членом ассоциации волонтеров или не принадлежит к группе при больнице, которая контролирует деятельность волонтеров в этой больнице.

В России в настоящее время преобладает ситуация, когда люди «по зову сердца» без всяких посредников приходят в медицинскую организацию и помогают больным. Добровольцы приступают к работе после короткого инструктажа.

При определении правовых проблем, возникающих при привлечении медицинскими организациями добровольцев, можно выделить следующие:
—риск привлечения медицинской организации к гражданско-правовой ответственности в случае причинения добровольцем вреда пациенту;
—риск привлечения медицинской организации к административной ответственности при допуске к работе волонтеров – иностранцев;
—проблема сохранения врачебной тайны.

Условия добровольческой деятельности

Порядок привлечения добровольцев и выполнения работ устанавливается самостоятельно медицинской организацией. Обучение волонтеров, контроль над их работой осуществляет организация, которая их привлекла, и она же несет ответственность за их деятельность.

Законодательством прямо не предусмотрена обязанность заключения какого-либо договора или соглашения между добровольцем и благополучателем. Такая деятельность возможна исключительно на добровольных началах.

Заключение договора – это право сторон. Согласно п. 2 ст. 7.1 Закона № 135-ФЗ условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица. Гражданско-правовые договоры, заключенные с добровольцем, могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (п. 3 ст. 7.1 Закона № 135-ФЗ).

ГК РФ не исключает возможности заключения безвозмездного договора (ст. 423). Учитывая, что законодательство РФ не предусматривает специальной формы для заключения договоров с добровольцами, а также основываясь на нормах пп. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ, стороны вправе по своему усмотрению определить условия договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Фактически договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются, в частности, условия о предмете договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

В случае привлечения к работе добровольцев для медицинской организации возникают следующие риски:
— несоблюдение установленных договором оказания услуг сроков;
— неполная или ненадлежащая информация об услуге;
— навязывание дополнительных услуг;
— услуги ненадлежащего качества;
— причинение вреда здоровью пациента в процессе лечения источником повышенной опасности.

При работе с волонтерами, рассматривая указанные риски и ответственность в случае их наступления, стоит обратить внимание на следующее. Если вред причинен работником, то по общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ограниченная материальная ответственность, ст. 241 ТК РФ). Однако в силу безвозмездного характера договора, заключаемого с волонтером, у медицинской организации могут возникнуть некоторые затруднения или сомнения в реальности предъявления требования к лицу, фактически причинившему вред и в результате действий которого организации был причинен ущерб, – волонтеру. Это связано с тем, что медицинская организация как лицо, оказывающее медицинские услуги пациенту, привлекает третьих лиц для оказания таких услуг.

Следовательно, возместить вред, причиненный пациенту, должна медицинская организация. Только после его возмещения у медицинской организации на основании положений ст. 15 и ст. 1081 ГК РФ возникает право регрессного требования к волонтеру, явившемуся фактическим причинителем вреда, о возмещении причиненных убытков. [1]

Ввиду отсутствия судебной практики по этому вопросу, представляется, что в случае предъявления требования к волонтеру о возмещении понесенного медицинской организацией ущерба суд примет во внимание безвозмездный характер взаимоотношений сторон и при условии документального подтверждения с волонтера будет взыскан реальный ущерб без удовлетворения требований о возмещении упущенной выгоды.

Внедоговорная ответственность в гражданском праве, как правило, рассматривается с точки зрения ее отграничения от договорной. Применительно к медицинской деятельности всегда следует подчеркивать, что внедоговорная ответственность связана с обязательствами, вытекающими из причинения неправомерного вреда здоровью пациента.

Законом установлено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе и (или) с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).

Административная ответственность

Риск привлечения к административной ответственности для медицинской организации возникает в случае привлечения (допуска к выполнению работ) волонтеров-иностранцев или лиц без гражданства. Следует обратить внимание на тот факт, что привлечение к работе добровольцев, не имеющих российского гражданства (лиц без гражданства или иностранных граждан), оформляется в том же порядке, что и привлечение иностранной рабочей силы на возмездных условиях. [2]

В соответствии со сложившейся судебной практикой наличие или отсутствие факта возмездности при привлечении иностранной рабочей силы не влияет на объективную сторонуадминистративного правонарушения предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Противоправным является привлечение к трудовой деятельности в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения. При этом срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или, если привлечение этого конкретного иностранного гражданина либо лица без гражданства прекращено на момент обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось (постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).

Также стоит обратить внимание, что привлечение иностранных граждан в качестве волонтеров влечет риск привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное положениями ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, – неуведомление миграционного органа о привлечении к трудовой деятельности. Данный состав правонарушения охватывает лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения медицинская организация не уведомила миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Соблюдение врачебной тайны

Лицо, обращающееся за медицинской помощью, вправе рассчитывать на сохранение своего диагноза в тайне. Режим врачебной тайны устанавливается в интересах пациента, для обеспечения сохранности его персональных данных. Все медицинские работники обязаны сохранять в тайне полученную при обращении пациента информацию о состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Закона об охране здоровья). Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в т. ч. после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.

Встает вопрос: если добровольцы не признаются сотрудниками медицинской организации и не работают на условиях трудового договора, как обеспечить сохранение врачебной тайны при осуществлении ими своей деятельности? Полагаем, что в данном случае необходимо заключать отдельное соглашение о неразглашении всей полученной в ходе выполнения работ (оказания услуг) информации о пациентах (если с добровольцем заключается гражданско-правовой договор, такое условие может быть его частью). Подписание такого соглашения, прежде всего, необходимо, чтобы избежать ответственности медицинской организации за разглашение врачебной тайны добровольцем.
Кроме того, необходимо довести до сведения пациента, что при оказании ему медицинской помощи будут в т. ч. привлечены волонтеры, которым сообщается информация о пациенте в пределах, необходимых для выполнения добровольцем своих обязанностей. Такое информирование, по нашему мнению, прямо следует из подп. 7 ч. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья, в соответствии с которым пациент имеет право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

Законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»

Как выше было указано, законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)» в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Вокруг данного законопроекта идет достаточно активная (если не сказать, жесткая) полемика. [3]

Так чего же можно ожидать от законопроекта? В первую очередь в нем четко разграничиваются понятия благотворительности и добровольческой деятельности, указывается, что «добровольчество (волонтерство) основывается на добровольном, не требующем оплаты труде». Законопроектом четко определены цели волонтерства: создание правовой основы функционирования в России добровольчества (волонтерства), структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую деятельность. Определены основные принципы, цели и задачи, формы и виды, права и обязанности участников добровольческой (волонтерской) деятельности, отношения между ними, система мер по стимулированию, а также полномочия местных органов власти и контролирующих органов. Законодатель предполагает данным документом обеспечить прозрачность добровольческой деятельности и в конечном итоге ее результативность.

Проект предусматривает, что каждый участник добровольческой (волонтерской) деятельности в целях упорядочивания организации деятельности должен зарегистрироваться для получения статуса добровольца. Документом, подтверждающим этот статус, может стать электронная карта добровольца (волонтера).

Предусматривается также установление обязанностей для волонтеров (в отличие от текущей ситуации), среди которых соблюдение конфиденциальности информации, к которой доброволец будет иметь доступ в процессе своей деятельности. Кроме того, волонтер не сможет передать свои обязанности третьим лицам.

Законопроект имеет ряд недочетов и недоработок, в т. ч. касающихся возможности/невозможности привлечения к ответственности добровольцев за причинение вреда (что наиболее актуально при привлечении добровольцев в медицинские организации). Кроме того, в законопроекте отсутствуют положения, обусловливающие компенсации для волонтеров. По мнению самих волонтеров, «документ противоречит духу волонтерства». [4] В самом волонтерском сообществе законопроект воспринимается как попытка государства бюрократизировать и контролировать эту сферу деятельности.

По нашему мнению, эта критика оправдывает себя лишь частично. Несомненно, что любая деятельность, в первую очередь в интересах самих добровольцев, должна быть отрегулирована. Каждый, кто совершает доброе дело, может и вправе рассчитывать на то, что его права не будут нарушены, ему самому не будет причинен вред. Может он рассчитывать и на поощрение от государства.

Вместе с тем для стимулирования волонтерского движения уже предпринято много мер, а именно:
— упрощенный порядок привлечения волонтеров (в т. ч. иностранных граждан) при организации крупных соревнований [5];
— включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению по НДФЛ, доходов от волонтерской деятельности и доходов в натуральной форме (ст. 217 НК РФ);
— на региональном уровне волонтерская деятельность приравнивается к трудовой деятельности и волонтерам выдается трудовая книжка [6];
— различные поощрения, осуществляемые на региональном уровне [7].

Помимо вышеуказанных мер целесообразно на законодательном (федеральном) уровне закрепить за добровольцами государственные гарантии, такие как:
—включение добровольческой деятельности в трудовой стаж;
—медицинское страхование добровольцев;
—льготы по уплате налогов;
—дополнительные социальные льготы и гарантии (в т. ч. возмещение проезда к месту пребывания и обратно).

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы подчеркнуть, что ужесточение законодательства в сфере добровольческой деятельности не должно никоим образом ограничивать волонтерское движение, а, напротив, должно стимулировать привлечение волонтеров в медицинские организации.

Позиция Президента РФ, изложенная в ежегодном Послании [8], о необходимости возрождать традиции милосердия, а также его предложение организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения и оказывать посильную помощь, позволяет говорить о том, что государство поворачивается к таким людям лицом и, возможно, законопроект достанут «из-под сукна».

С принятием закона будет определен статус добровольца, что позволит медицинским организациям допускать их к выполнению работ на правовых основаниях и даст возможность привлекать таких лиц к ответственности.

 

1 Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).

2 Денисова Е.В., Улугова З.Э. Привлечение иностранных медицинских специалистов: условия, действия медицинской организации, правовые риски // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. 2014. № 3 (94). С. 58–66.
3 [Электронные ресурсы]: http://www.asi.org.ru/tag/zakon-o-dobrovol-chestve-volonterstve/, http://democrator.ru/complain/10370/protiv_proekta_fz_o_dobrovolchestve_volonterstve, http://www.pravmir.ru/proekt-federalnogozakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/, http://council.gov.ru/press-center/news/32159/. Дата обращения: 15.05.2014.
4 http:// www.vedomosti.ru/politics/news/13416121/korochka_dobrovolcu
5 Статья 12.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ст. 10 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2012 № 830 «О поддержке добровольческого движения в Республике Татарстан».
7 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 № 1375 «Об основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки добровольчества на период до 2015 года».
8 Послание Президента Федеральному Собранию. 2013, 12 декабря. // [Электронный ресурс]: http://news.kremlin.ru/news/19825. Дата обращения: 15.05.2014.