Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
10.04.2017

В июле 2016 года в Закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации», далее по тексту – Закон, и в Кодекс об административных правонарушениях были внесены существенные изменения, которые серьезно изменили правила игры на этом рынке.

Торговые сети и поставщики, начиная с января 2017, должны были научиться взаимодействовать в рамках нового законодательства. Правительство в лице Федеральной антимонопольной службы уже в феврале – марте 2017 года провело рейды по выявлению того, как именно работает новое законодательство, насколько бизнес–сообщество осознало серьёзность новых подходов.

Одним из существенных изменений было введение в понятийный аппарат Закона понятия «услуг по продвижению товара». П 10 статьи 2 Закона определено, что «услуги по продвижению товаров – это услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров».

При этом установлено, что  совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого  торговой сетью в связи с приобретением у поставщика определённого количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Какие же 2 серьезных риска было обнаружено антимонопольными органами в процессе проведенных проверок в части расчета вознаграждения?

1. Многие компании согласовали в договоре поставки максимальный размер вознаграждения – 5%, а также заключили договор возмездного оказания услуг с указанием перечня таких услуг и их стоимости, но без указания совокупного размера вознаграждения за услуги. Сотрудники антимонопольных органов  посчитали, что отплата дополнительных услуг торговой сети поставщиком при максимальном вознаграждении (5%) невозможна без нарушения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле.

По таким прецедентам будут возбуждаться административные расследования, и, вероятнее всего, компании будут привлекаться к ответственности за сам факт установления такого размера вознаграждения и одновременного заключения договора услуг.

2. В качестве нарушения Закона также были выявлены случаи, когда сам объем товара, от стоимости которого рассчитывается вознаграждение, не установлен ни в договоре поставки, ни в дополнительных соглашениях, приложениях к нему.

Такие условия договоров, по мнению проверяющих органов, могут свидетельствовать не только о нарушении статьи 9  Закона, но и о навязывании невыгодных (экономически не обоснованных условий договора).

Данные факты также будут проверяться дополнительно, в том числе со стороны компаний – поставщиков.

В соответствии с положениями Закона и КОАП в случае обнаружения правонарушений к административной ответственности могут привлекаться обе стороны такого договора.

В связи с вышеизложенным, детальная проработка договора поставки и договора возмездного оказания услуг в процессе осуществления торговой деятельности приобретает особое значение. Ведь риск привлечения к ответственности за нарушение этих положений Закона составляет от 2 млн. до 5 млн. рублей – за каждый выявленный случай

Относительно возможности проведения экспертизы Ваших договоров в сфере осуществления торговой деятельности, а также налаживания корректной коммуникации между поставщиками и торговыми сетями (проведение тренингов и обучающих программ) в рамках Закона о торговле обращайтесь по адресу contact@cliff.ru

Об авторе:

,

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?