Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
18.07.2023
Даниил Захаров

Дробление бизнеса остается сегодня одним из ключевых налоговых вопросов. Применительно к IT-компаниям эта тема приобретает несколько иной оттенок.

Как правило, дробление — это разделение бизнеса на несколько компаний с целью применения специальных налоговых режимов (в первую очередь УСН, гораздо меньше патента). Но для IT-компаний льгота, позволяющая в принципе не платить налог со своих доходов, предусмотрена по налогу на прибыль (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). А значит смысла применять УСН почти нет, поскольку даже региональные льготные ставки по УСН предусматривают уплату минимум 1% с доходов.

Поэтому «дробление бизнеса» в IT-сфере направлено на перераспределение выручки, а также затрат на IT-специалистов на отдельную IT-компанию, которая сможет воспользоваться налоговыми преференциями по налогу на прибыль и страховым взносам. Такое перераспределение возможно путем реорганизации, например, выделения из существующей компании отдельного IT-субъекта, или перевода IT-специалистов во вновь созданную организацию.

С точки зрения общего подхода ФНС России подобные манипуляции, единственным мотивом которых является получение налоговых преимуществ, признается классическим дроблением с целью получения необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ, п. 27 Письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). Но с учетом провозглашенной политики по поддержке IT-отрасли применительно к IT-компаниям подходы налоговой службы несколько иные, нежели ко всем остальным.

Так, в своих разъяснениях, выпущенных в 2022 году, ФНС России фактически дало «зеленый свет» для дробления в IT-сфере (письма ФНС России 17.03.2022 № СД-4-2/3289@, от 12.07.2022 № СД-19-2/163).

Ключевые тезисы налоговой службы:

  • Реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в сфере информационных технологий, не может квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения («дробление бизнеса», необоснованное получение налоговых льгот и пр.);
  • Не признается дроблением также создание новой IT-компании и случаи, когда существующее юридическое лицо, входящее в группу компаний, будет перепрофилировано в IT-компанию, а также в случае перевода соответствующих сотрудников во вновь создаваемую или перепрофилированную IT-компанию;
  • Не имеет значения, в интересах каких лиц (внутри группы компаний, взаимозависимых и (или) аффилированных лиц, внешних пользователей и пр.) IT-компанией осуществляется деятельность в области информационных технологий;
  • В отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот, не может ставиться налоговыми органами под сомнение. Получение такой экономической выгоды полностью соответствует целям ее введения — налоговой поддержки IT-отрасли.

Однако эйфория, появившаяся от подобных разъяснений, очень быстро прошла с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ, который ввел императивное ограничение по срокам дробления – льготы по налогу на прибыль и страховым взносам не получат компании, которые созданы в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованы в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.

На первый взгляд, выводы напрашиваются сами собой:

  • все формы дробления, проведенные налогоплательщиками до 01.07.2022, признаются правомерными и обоснованными для получения IT-льгот;
  • после 01.07.2022 дробиться смысла нет, поскольку в силу прямого указания в законе льготную ставку по налогу на прибыль и страховым взносам вы не получите.

Но для компаний, которые не успели провести реорганизацию до 01.07.2022, остается лазейка.

Дело в том, что ограничения в законе касаются налога на прибыль, т.е. общей системы налогообложения. А вот для применения УСН Налоговый кодекс подобных ограничений не содержит. В начале 2022 года Минцифры разослало по субъектам Российской Федерации информационное письмо, в котором предлагало в целях поддержки IT-отрасли на ближайшие три года снизить ставки по УСН для IT-компаний: 1% «доходы», 5% «доходы – расходы». Многие регионы к такой инициативе прислушались. Если обратиться к нормативным документам субъектов федерации, то в них для применения пониженных ставок по УСН в 2022-2024 годах, как правило, приведены только общие требования о получении аккредитации в Минцифре и доле профильных доходов от IT-деятельности (обычно не менее 70%). Никаких ограничений, связанных с датой или порядком создания компании, претендующей на льготную ставку по УСН, нет.

Учитывая положительный IT-вектор налоговой политики, применение УСН может позволить обойти ограничения по налогу на прибыль, связанные с датой «создания» IT-компании. При этом применение УСН в какой-то мере может быть даже более выгодно, по сравнению с общей системой налогообложения. В первую очередь это касается НДС, для неуплаты которого на общей системе потребовалось бы регистрировать IT-продукты в Реестре отечественного ПО, а при УСН НДС не платится в силу закона.

Специально для Клиентов Клифф мы подготовили краткую аналитику по субъектам Российской Федерации, которые ввели пониженные ставки по УСН, с перечнем условий для их применения. Мы готовы оказать нашим клиентам комплексную поддержку, связанную с регистрацией компаний и поддержкой их деятельности.

Об авторе:

Даниил Захаров,
Налоговая практика

Компетенции:

Даниил специализируется на проведении налоговой экспертизы, консультировании по сложным налоговым вопросам, а также сопровождении налоговых проверок и оспаривании их результатов. Более 15 лет представляет интересы клиентов в ходе досудебного и судебного урегулирования споров c налоговыми органами, а также помогает клиентам выявлять налоговые риски при совершении сделок и структурировании бизнеса. Имеет значительный опыт представления интересов клиентов в арбитражных судах как по налоговым, так и по гражданско–правовым спорам, в том числе в высших судебных инстанциях.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?