Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
16.04.2014

Такие изменения оправдывались ведением антитеррористической деятельности и необходимостью пресечения незаконного оборота денежных средств без идентификации посредством онлайн-платежей и переводов.  Однако, после того как в процесс «вмешались», а вернее «подключились» ассоциация «Электронные деньги» и представители банковского сообщества, при обсуждении во втором чтении в ГД РФ мы получили законопроект, предусматривающий следующее:

Лимиты сумм для переводов неперсонализированных электронных платежей  останутся в ранее установленных пределах (15 тысяч рублей в день и 40 тысяч рублей в месяц), однако такие платежи будут делиться на: переводы в пользу физических лиц, некоммерческих организаций и иностранных лиц  и прочие переводы.  Для платежей, адресованных физическим лицам, некоммерческим организациям (кроме религиозных и благотворительных) и иностранным компаниям, идентификация отправителя станет обязательной (при любой сумме). Платежи в пользу юрлиц в установленных пределах идентификации не потребуют. То есть оплатить покупку в интернет-магазине можно будет как и прежде, а чтобы перекинуть деньги со своего счета в платежной системе на счет знакомого, нужно будет идентифицироваться.

Законопроект теперь предусматривает упрощенную идентификацию: имя плюс паспортные данные, или страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), или идентификационный номер налогоплательщика, или номер полиса обязательного медстрахования. Эти данные можно будет отправить в электронном виде или продиктовать оператору по телефону. Также идентификатором может быть номер мобильного телефона, по которому платежная система может установить личность отправителя.

Для прошедших упрощенную идентификацию лимит перевода будет существенно повышен — до 60 тыс. руб. в день и 200 тыс. руб. в месяц. Глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина называет это увеличение «морковкой».
При проведении упрощенной идентификации платежная система должна проверять, является ли платеж подозрительным, сказано в поправках. У оператора не должно возникнуть опасения, что целью клиента является легализация преступных доходов или финансирование терроризма. В противном случае проводится не упрощенная, а обычная идентификация (клиент должен прийти лично и предъявить паспорт). Как это будет выглядеть на практике, непонятно.

По мнению многих экспертов рынка, в том числе Виктора Достова,  «принятые поправки превращают закон из репрессивного в позитивный, в фактор развития отрасли. Теперь ограничительные меры, прописанные в законопроекте, носят точечный характер и направлены именно на борьбу с криминалом».

На наш взгляд приятные поправки несут дополнительные затраты юридических  лиц, осуществляющих посредническую деятельность в сфере переводов электронных денежных средств. Такие затраты будут выражены в необходимости доработки программного обеспечения, которое теперь должно будет предусмотреть, хоть и упрощенную, но идентификацию плательщика/отправителя. Кроме того, всем участникам рынка, предусматривающих возможность оплаты их товаров и услуг «анонимными» платежами и/или предлагающих посреднические услуги между покупателем и продавцом (физическими лицами) теперь должны будут вносить изменения в Правила и политики работы своих ресурсов и обеспечивать идентификацию проведенных платежей (идентификацию отправителя).

При этом депутаты отказались от намерения ввести тотальную идентификацию при проведении электронных платежей. Антитеррористический законопроект теперь разрешает переводить в адрес компаний до 15 тыс. руб. анонимно.

Ждем третьего чтения и, исходя из общей практики рассмотрения законопроектов, можем сказать, что приведенные изменения не являются окончательными. Все еще может измениться.

Новые требования могут вступить в силу с 1 ноября 2014 года. Второе слушание законопроекта пройдет 18 апреля.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?