Пн-Пт с 09:00 до 19:00 Мск
03.08.2015

Означает ли это то, что теперь интернет-аптеки вдруг оказались вне закона, как это комментируется в прессе? Вероника Казакевич, директор гражданско-правового департамента Юридической фирмы «Клифф», разбирается в данном вопросе.

Посмотрим для начала собственно на формулировку новой нормы: «К полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся досудебное закрытие сайтов, содержащих информацию о розничной продаже дистанционным способом, предложение о приобретении дистанционным способом, доставке дистанционным способом и (или) передаче физическому лицу дистанционным способом лекарственных препаратов, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации».

Очевидно, предполагается, что либо ранее такие сайты могли быть закрыты только в судебном порядке, и данный механизм показал свою неэффективность, в связи с чем потребовалось его изменение. Либо и до этого продажа лекарственных средств через интернет была запрещена, однако законных механизмов прекратить данную деятельность у контролирующих органов не было.

Так ли это?

Несмотря на стремительное и всепоглощающее развитие интернета, продажа товаров онлайн  фактически регулируется довольно древним Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом".

Пунктом 5 указанного Постановления предусмотрено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержден по российским меркам вообще доисторическим Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179, в котором, среди прочего, мы видим лекарственные средства, за исключением лекарственных трав, а также лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье).

Следовательно, дистанционная торговля лекарственными средствами действительно была запрещена и ранее.

Данный вывод подтверждается и в судебной практике. Правда, связана она, как ни странно, с делами о нарушении законодательства о рекламе, а не с собственно нарушением правил продажи товаров дистанционным способом.

Некоторые участники рынка позиционировали свой сервис не как продажу лекарства через интернет аптеку, а как услугу по его доставке из реальной аптеки. Однако с правовой точки зрения такая доставка в любом случае будет квалифицирована как продажа дистанционным способом.

В то же время анализ судебных решений показывает полное отсутствие дел как о привлечении владельцев интернет-аптек к ответственности за нарушение данного запрета, так и дел, связанных с требованиями о прекращении реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, либо о блокировке сайтов интернет-аптек.

По мнению Вероники Казакевич, связано это с тем, что формально ответственность за дистанционную торговлю лекарственными средствами законодательством, несмотря на наличие запрета, не установлена.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14.4.2) вроде бы предусматривает санкции за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами. Однако в данных правилах (см. ст. 54 и 55 ФЗ «Об обращении лекарственных средств») про дистанционную торговлю не говорится ни слова.

Приостановление деятельности, которым можно было бы обеспечить закрытие интернет-аптеки, является санкцией за административное или уголовное правонарушение, состав которого, как мы уже выяснили, отсутствует.

Для блокировки сайта должны быть основания, предусмотренные ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", среди которых нарушение правил дистанционной торговли также отсутствует. Теоретически, можно было бы идти по пути признания в судебном порядке информации о дистанционной продаже лекарственных средств информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и блокировать сайт на основании подп.2 ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации. Однако путь данный сложен и долог, и у  Роскомнадзора, как известно, есть гораздо более привлекательные объекты для блокировки.

При этом проблема реализации лекарственных средств через интернет все же назрела. Довольно много дискуссий было на рынке о том, следует ли все же разрешить или полностью запретить онлайн продажу лекарственных средств.

Рассматривались и варианты разделить понятия «торговля лекарственными препаратами в Интернете» и «заказ доставки лекарственных средств в аптеке через Интернет». При этом предполагалось легализовать последнее при условии внесения информации о сайте аптеки в ее лицензионное удостоверение и создания реестра таких сайтов.

Мы полагаем, что внесенными изменениями сделан первый шаг на пути регулирования данного вопроса.

Далее предстоит определить федеральный орган, который будет непосредственно блокировать сайты, а также возможные исключения из запрета – случаи, когда дистанционная продажа и/или доставка лекарственных средств всё же будет разрешена.

Интернет-аптеки, конечно, необходимо контролировать более жестко с точки зрения соблюдения ими всех норм законодательства: проверять качество препаратов, условия хранения. В любом случае любая аптека, в том числе и интернет-аптека, должна получать соответствующую лицензию и  соблюдать обязательные для ведения фармакологической деятельности правила.

При этом, с точки зрения Вероники Казакевич, при соблюдении аптекой всех лицензионных требований он-лайн заказ лекарственных средств всё же должен быть разрешен, поскольку для некоторых категорий граждан это единственный способ получить необходимые лекарства, не прибегая к помощи родных или друзей.

Как мы можем вам помочь?

Как мы можем вам помочь?